03.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Российский фондовый рынок находится в кризисном состоянии

Российский фондовый рынок находится в кризисном состоянии. По утверждению ряда экспертов «bc», объемы операций, проводимых управляющими компаниями, сократились на 20 % и сейчас многие корректируют статьи расходов. Первым под удар попал рекламный бюджет.
Российский фондовый рынок последние два месяца демонстрирует резкое падение. И лишь в редкие моменты поднимается на несколько пунктов. В настоящее время индекс РТС упал более чем на 25 % в сравнении с началом июля. При этом наиболее резкое падение произошло 24 июля и 7 августа (в эти дни индекс РТС упал 5 процентных пунктов). В таких условиях компаниям, работающим на фондовом рынке, приходится менять собственную политику.
Принцип перераспределения. В частности, по словам Алексея Сташкова, управляющего директора УК «Ермак», при неблагоприятных рыночных условиях в «Ермаке» проводится диверсификация вложений. Наличие собственной аналитической службы в данном случае позволяет своевременно прогнозировать доходность рынков и принимать решения по сокращению или увеличению своих вложений. «Еще в 2007 году финансовая группа «Ермак» значительно увеличила объем своих проектов, напрямую не зависящих от фондового рынка, а в настоящее время компенсирует сокращение возможностей заработать на фондовом рынке активной работой в других сегментах», - отмечает собеседник «bc».
Алексей Сташков:
- Группой приобретено 25 % акций ОАО «Пермавтодор», одной из крупнейших компаний дорожной отрасли Пермского края, и в 2008 году «Пермавтодор» показывает уверенный рост числа заказов и хорошую финансовую динамику. Кроме того, в 2007-2008 годах «Ермак» увеличил объемы инвестирования в венчурные и девелоперские проекты.
В инвестиционном холдинге «ФИНАМ»(г. Москва) также говорят о том, что диверсификация является постоянным правилом в работе на рынке, которое обязательно как в период снижения рынка, так и его роста.
По словам Сергей Токарева, генерального директора Пермской фондовой компании, доходы по управлению активами сейчас сильно сокращаются, уменьшаются и доходы от брокерских услуг в связи с падением объемов торговли. Однако не все эксперты «bc» согласны с последним утверждением.
Так, по мнению Алексея Бушуева, директора Пермского филиала инвестиционной компании «БрокерКредитСервис», последствия для компаний, занимающихся доверительным управлением и брокерским обслуживанием, разные. «Текущее состояние фондового рынка не сильно изменило положение брокеров, а скорее даже наоборот, поскольку опытный брокер и в таких условиях сможет оказаться в плюсе», - поясняет г-н Бушуев. С ним солидарен и Ярослав Кабаков, ректор учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: «Инвесткомпании получают доходы не только от собственных вложений, но и от брокерской комиссии своих клиентов. Чем активнее торгуют клиенты, тем выше доход компании. Кризисные периоды в этом смысле не менее, а порой и более доходны для брокеров».
Алексей Бушуев:
- Что касается управляющих компаний, то объемы проводимых ими операций сократились приблизительно на 20 %. Однако пока есть активы, управляющий жив. Его риск является опосредованным. Ведь в рамках доверительного управления компании предлагают комплекс продуктов, в том числе и консервативных, которые инвестируют средства в облигации.
В целом же Ярослав Кабаков считает, что, несмотря на сложную ситуацию на рынке, сейчас есть отличные возможности для кратко-срочных операций, - котировки ликвидных бумаг в течение одного дня могут колебаться больше 10 %. «В долгосрочном плане также ничего трагичного не происходит: рынок откатился более чем на год назад, но в перспективе восходящий тренд сохранится», - резюмирует г-н Кабаков.
Мимо рекламы. Кроме того, управляющие и инвестиционные компании отмечают, что в зависимости от складывающейся ситуации происходит корректировка расходов. Так, представители нескольких компаний, работающих в Перми, признали, что на предприятиях значительно сократились выплаты премиальных и резко уменьшились рекламные бюджеты.
Сергей Токарев полагает, что поведение компании на фондовом рынке зависит от ее размера и ее деятельности в других видах бизнеса. «Мелкие компании затягивают пояса и ждут лучших времен. Что касается крупных организаций, то они уменьшают затраты на рекламу и объем бюджета по развитию. Кроме того, не выплачиваются и бонусы сотрудникам в связи с уменьшением доходов», - отмечает г-н Токарев.
Однако в одном из филиалов инвестиционных компаний «bc» заявили, что, скорее всего, уменьшение расходов на рекламу и на выплаты премий носит сезонный характер. «Расходы на рекламу в летние месяцы традиционно сокращаются, поскольку многочисленные отпуска приводят к затишью в бизнесе», - отмечает сотрудник одной из компаний.
Алексей Сташков также подтверждает, что статьи расходов на рекламу меняются. «В 2008 году были уменьшены расходы на рекламу наших розничных продуктов - ПИФов, так как, по оценке специалистов, из-за состояния рынка сейчас вложения в рекламу паевых фондов не приведут к росту числа клиентов, - отмечает г-н Сташков. - Однако о сокращении рекламных бюджетов говорить не приходится, происходит смена целей. Например, уменьшив рекламу ПИФов, мы можем потратить больше средств на информационную кампанию по привлечению разработчиков к сотрудничеству с нашим венчурным фондом или на модернизацию наших веб-ресурсов».

http://www.business-class.su/