05.04.2012 | Служба новостей Росфирм

Технологии производства стеклопластика

Сложно представить себе такой универсальный материал, необходимый в строительстве космических кораблей, и из которого было бы возможно изготовить совсем мелкие детали декора. Пластичный и прочный стеклопластик, как раз этот незаменимый композит. Он обладает лучшими свойствами других популярных материалов и практически не имеет недостатков. Стекловолокнистый наполнитель - его основа, полиэфирные смолы - связующее звено. 

Благодаря оптимальному составу компонентов готовые изделия жесткие и в то же время гибкие, они долговечные и не подвержены агрессивным воздействиям окружающей среды. Изготовление стеклопластика возможно по различным технологиям. В промышленном производстве чаще применяется метод пултрузии. Суть состоит в том, что стекловолокно, пропитанное полиэфирной смолой, размещается в специальной матрице. Она придает будущему изделию необходимую форму, а после этого заготовка протягивается через разогретую фильеру. Там и происходит полимеризация. Изделия из стеклопластика, производимые таким способом - стержни, профили, трубы, арматура, спортивный инвентарь. 

Ручное или контактное формирование необходимо при изготовлении единичных образцов оборудования сложной формы, например бассейна, корпуса лодки и крыла автомобиля. Прежде всего, создаётся макет будущего изделия. Он должен быть максимально точным, иначе это может отразиться на качестве готовой продукции. 

Вот почему квалификация рабочих играет здесь важную роль. Пропитка стеклотканей, равномерное распределение защитно-декоративного слоя (гелькоута) и окончательная укатка осуществляется валиком, устойчивым к смолам. Внешний вид изделия может быть различным в зависимости от выбора палитры цветов гелькоута. Использование данного метода возможно только в малых масштабах, чаще всего им пользуются частные фирмы, занимающиеся, к примеру, тюнингом авто. 

Технология напыления также широко применяется для создания крупных стеклопластиковых изделий, таких как кабины автотранспорта, железнодорожные вагоны, корпуса яхт. Эта технология считается дорогостоящей из-за необходимости закупки специализированного оборудования. Зато при изготовлении продукции таковым образом значительно уменьшается влияние ручного труда, нет необходимости предварительно производить раскрой стеклоткани, приготавливать смесь из полиэфирной смолы и отвердителей. 

Методом, который обладает значительными преимуществами, считается изготовление стеклопластика инжекцией. Основные его достоинства:

  • минимизированы отходы материалов;
  • изделия имеют точные размеры и гладкую поверхность;
  • меньшие затраты рабочей силы;
  • увеличение скорости изготовления деталей;
  • снижение затрат на производство.

Согласно этому методу сухое армирующее вещество укладывается между двумя слоями матрицы. После этого смесь смолы и отвердителя инжектируется в форму под давлением. После затвердевания изделие можно извлекать и в случае необходимости обрабатывать. 

Вариантов выполнения элементов из композиционных материалов огромное количество. Стеклопластики широко используются в различных сферах: авиа- и судостроении, на транспорте, в быту. В машиностроении самыми популярными являются детали машин, крыши и сидения транспортных средств, кузова, цистерны. При строительстве спортивных объектов и благоустройстве города производителями выполняются фонтаны, детские качели, аттракционы, стартовые тумбы, хоккейные коробки, телефонные кабины, мусорные баки, скамейки, другие элементы оформления.