08.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Краевой Роспотребнадзор подвел итоги плановых проверок банков

Краевой Роспотребнадзор подвел итоги плановых проверок банков. В числе нарушений называются непредоставление сведений о своей деятельности и включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Как стало известно «bc», Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю завершило плановые контрольные мероприятия в отношении трех кредитных организаций - ЗАО «Русский стандарт», ОАО «УРСА Банк» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В каждом из них надзорный орган обнаружил нарушения. Эту информацию корреспонденту «bc» сообщил Виталий Андреев, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Виталий Андреев:
- Управление Роспотребнадзора направило запрос в банк «Русский стандарт» о предоставлении копий заключенных кредитных договоров для оценки их соответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей. Это было сделано на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю в кредитной организации. Однако банк документы не предоставил, ссылаясь на банковскую тайну. Поэтому в отношении «Русского стандарта» был составлен протокол об административном правонарушении и направлен для принятия мер в Басманный районный суд Москвы (по месту прописки банка. - Прим. «bc»), принял решение о прекращении дела в отношении банка «Русский стандарт».
Что касается проверок УРСА Банка и Хоум Кредит энд Финанс Банка, то, по словам г-на Андреева, эти кредитные организации предоставили все необходимые документы, однако и здесь надзорный орган выявил нарушения. Управление вынесло постановления о наложении на эти кредитные организации административных взысканий в виде штрафов по 10 тыс. рублей. «Наложение штрафов обусловлено тем, что УРСА Банк и Хоум Кредит энд Финанс Банк включили в договоры пункт о том, что в случае возникновения спора между банком и клиентом стороны решают его в судебном порядке по месту расположения банка, его филиала или представительства, тогда как по закону в суд можно обращаться по месту жительства потребителя, месту заключения договора и т. д.», - поясняют в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю. Собеседник «bc» также отметил, что представители банков с позицией Роспотребнадзора не согласны и намерены оспаривать ее в суде.
Виталий Андреев также рассказал о том, что в надзорный орган поступили обращения от граждан, которые жаловались на нарушение их потребительских прав при получении банковских услуг. «Одно из заявлений касается ОАО «Сбербанк России». Его податель считает, что были нарушены его права как потребителя. Роспотребнадзором будет проведена проверка этого факта. Что касается ОАО «Столичное кредитное товарищество», то в его отношении проверки, видимо, проводиться не будут, а все материалы передадут в Главное управление Банка России по Пермскому краю, поскольку клиент жалуется на оперативную деятельность ОАО, проверка которого входит в ведение Банка России», - пояснил в беседе с корреспондентом «bc» Виталий Андреев.
Виталий Андреев:
- В настоящее время мы провели практически все запланированные на 2008 год мероприятия и в ноябре определимся с планом на следующий год. Кроме того, в целях повышения эффективности надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора заключено соглашение о взаимодействии с Пермским банковским союзом. В рамках этого соглашения Роспотребнадзор запросил договоры на оказание банковских услуг для оценки их соответствия требованиям законодательства. По итогам проверок банкам будут направлены рекомендации, которые они вправе выполнить.
По мнению представителей банковской сферы, санкции Рос-потребнадзора не оказывают сильного воздействия на кредитные организации. По словам Любови Юдиной, руководителя проектов управления развития региональной сети Газэнергопромбанка, Роспотребнадзор не имеет серьезных инструментов для наказания банков: «Штрафы за нарушения колеблются всего от 5 до 10 тыс. рублей, а судебная практика показывает, что суды отказывают Роспотребнадзору во взыскании штрафов, поскольку контролирующей структурой регулярно нарушаются процессуальные нормы».
Марина Медведева, руководитель Клуба банковских аналитиков (г. Москва), отметила, что действительно, с одной стороны, штрафные санкции от Роспотребнадзора носят не самый серьезный характер. «Но, с другой стороны, если придать факт нарушения публичной огласке, это может уменьшить у банка поток клиентов», - поясняет г-жа Медведева.

http://www.business-class.su/