26.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Банки продолжают развитие private banking в Прикамье

На данный момент эксперты оценивают данный сегмент как малоконкурентный, а уровень предоставляемых услуг недостаточным.
Банки активно продвигают услугу private banking, комплексное персональное обслуживание клиентов, на пермском рынке. Игорь Мерзлов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, предпринимательства и менеджмента ПГУ, рассказывает, что данное направление имеет очень узкую категорию клиентов. В основном, по его словам, к данной услуге обращаются физические лица, являющиеся владельцами крупного капитала (собственники бизнеса, топ-менеджмент, мажоритарные акционеры и другие). По словам специалиста, для обслуживания такой группы клиентов от банка требуется индивидуальный подход, заключающийся в предложении каких-либо эксклюзивных услуг, адаптированных именно под данного клиента, возможность получения качественных консультаций и поддержки от банка в любое время суток.
Игорь Мерзлов:
- Сегмент составляет около 1-3% от численности населения. Для Перми соответственно 30 тысяч человек. При этом думаю, что не более 10-20 %  считают в настоящее время для себя возможным воспользоваться аналогичными услугами, в первую очередь в силу наличия каких-либо стереотипов своего бизнес-поведения.
Региональная специфика такова, что услугами private banking пользуются в основном крупные акционеры и владельцы предприятий. «Таких людей не так много - всего 1 %  населения России. Поэтому стратегия развития направления private banking банка «Урал ФД» строится по принципу закрытого элитного клуба», - утверждает г-н Морозов, начальник департамента частного банковского обслуживания ОАО АКБ «Урал ФД».
Такая узкая направленность услуги обусловлена существующими условиями ее предоставления. Как рассказал Леонид Морозов, для того чтобы воспользоваться всеми возможностями и привилегиями в рамках направления private banking банка «Урал ФД», необходимо доверить банку свои денежные средства в размере от 5 млн рублей (или 200 тыс. долларов, или 200 тыс. евро) сроком минимум на 3 месяца. Однако в Москве и за рубежом эти цифры могут сильно отличаться. Общий рост уровня благосостояния населения влияет на трансформацию предоставления услуги клиентам.
Владилен Автухович, генеральный директор ООО «Инвестиции-Недвижимость-Консалтинг»:
- На данный момент планка для входа в клуб понизилась, ранее она находилась на уровне 10 млн долларов. Но в условиях, когда уровень благосостояния людей увеличивается, конкурирующие структуры начинают смягчать условия предоставления private banking.
Леонид Морозов выделяет два типа услуг в данном направлении. Наряду с классическим банковским обслуживанием на высшем уровне также существует предоставление целого комплекса финансовых и нефинансовых услуг как для самого клиента, так и для членов его семьи.
Как пояснил г-н Морозов, финансовый блок представляет собой классический банкинг: депозиты, банковские карты, наличные и безналичные операции, а также доверительное управление, пенсионные накопления, страхование, финансовое и налоговое планирование, включая консалтинговые услуги. Более интересным является спектр нефинансовых услуг, нехарактерных для традиционных банковских продуктов.
Леонид Морозов:
- К нефинансовому блоку относится lifestyle-management, то есть обслуживание стиля жизни клиента. Предлагаются такие услуги, как составление винных коллекций, инвестиции в драгоценные монеты, family-офис (члены семьи клиента пользуются теми же услугами и на том же уровне, что и сам клиент), организация отдыха клиента, помощь в приобретении элитной бытовой техники, недвижимости на территории РФ и за рубежом, аренда эксклюзивных автомобилей, консьерж-сервис.
Как резюмирует Владилен Автухович, главное отличие private banking от традицинных банковских услуг - это персонификация обслуживания, то есть услуга подразумевает отдельное помещение, персонального менеджера и дополнительный спектр услуг, связанный с управлением активами клиента.
 Как считает Игорь Мерзлов, если универсальный банк (одинаково конкурентный как в розничном, так и в корпоративном сегменте) имеет действительно развитую систему обслуживания private banking, то доля доходов от данного бизнеса может достигать 20-30% (и в первую очередь за счет услуг доверительного управления).
На заре конкуренции. На данный момент услуги private banking предоставляют в Перми несколько банков. Наиболее известные из них - Сбербанк, «Урал ФД», «Уралсиб», МДМ-банк, КАМАБАНК, Перминвестбанк, Альфа-Банк. Тем не менее, несмотря на существенное количество структур, позиционирующих себя игроками в этом направлении, эксперты говорят об отсутствии конкуренции между ними в Перми. «На региональном рынке пока нельзя говорить о серьезной конкуренции. Есть игроки, есть предложения, но борьбы за клиента пока нет как таковой. Если говорить о московском рынке, то там это направление представлено весьма солидно», - рассказывает г-н Морозов. Также клиент имеет возможность воспользоваться услугами зарубежных банков через их дочерние подразделения. В данном случае, по мнению Леонида Морозова, их основными преимуществами являются известный бренд и разнообразный перечень предлагаемых услуг, в то время как российские кредитные организации могут похвастать знанием региональной специфики и пониманием клиентов.
«В первую очередь нужно говорить о конкуренции банков и инвестиционных компаний в сегменте доверительного управления средствами клиентов. При этом инвестиционные компании, являясь более специализированными в этом сегменте, как правило, более конкурентны», - считает Игорь Мерзлов.
«Уровень развития услуг private banking связан с экономическим положением региона. Если в субъекте более выгодное положение по сравнению с другими регионами, тогда данная услуга, соответственно, лучше развита», - говорит Владилен Автухович. Сегодня наиболее интересными, по мнению Леонида Морозова, являются рынки таких городов, как Санкт-Петербург, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Ростов-на-Дону.
Все эксперты отметили, что на данный момент тарифы, условия получения private banking у всех финансовых структур различны.
Привата нет. Однако эксперты «bc» выразили сомнение в том, что предоставляемые услуги в Перми можно назвать private banking в полном его понимании. Леонид Морозов, в частности, говорит, что следует разделять
VIP-обслуживание и private banking. «Под первым предполагается, что клиента, желающего разместить крупные активы, обслужат индивидуально, с большим вниманием и комфортом. Но при этом он получит только стандартные услуги», - говорит г-н Морозов.
 По мнению Фаины Митрофановой, исполняющей обязанности управляющего директора по развитию бизнеса Пермского филиала ОАО «Национальный банк «ТРАСТ», в Перми услуга private banking представлена только в весьма урезанном виде.
Фаина Митрофанова:
- Многие банки в Перми пытаются развивать направление private banking, однако, думаю, у них мало что получается. Скорее можно говорить о том, что каждая кредитная структура имеет свой круг клиентов, которых принимает отдельно, по высшему разряду, что является обычным
VIP-обслуживанием.
Как рассказывает эксперт, в России пока только несколько структур могут предоставлять весь спектр услуг private banking - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
Такого же мнения придерживается Игорь Мерзлов. На его взгляд, спектр услуг банков Перми в рамках private banking не намного шире доверительного управления. Владилен Автухович также отметил, что степень развития private banking в регионе невысокая, ввиду отсутствия опыта работы в данном направлении. «У Запада есть существенный исторический опыт работы в этом направлении, в то время как в России уровень состоятельности людей стал более стабильным только в последние пять лет», - отметил г-н Автухович.
Значительным препятствием на пути развития private banking в Перми, по мнению экспертов, является отсутствие необходимого квалифицированного персонала. «Для расширения спектра услуг в рамках private banking необходимы подготовка кадров, прохождение ими стажировок в банках на Западе, обучение нескольким языкам и прочее», - говорит Фаина Митрофанова. Аналогичного мнения придерживается Игорь Мерзлов. «За исключением Москвы и Санкт-Петербурга в других регионах private banking все еще находится в стадии своего первоначального становления. Это обусловлено отсутствием достаточного количества банковского персонала, обладающего соответствующими компетенциями и достаточно узкой (в количественном выражении) емкостью клиентской базы в регионах», - резюмирует г-н Мерзлов.
Несмотря на наличие проблем в развитии private banking, эксперты не теряют оптимизма. На их взгляд, со временем данное направление, несомненно, будет развиваться. В частности, представители банков уже говорят о предложении новых продуктов, расширении линейки и перечня клиентов.

http://www.business-class.su/