21.06.2012 | Служба новостей Росфирм

Миграция грузов на автодороги

Не так давно Еврокомиссия утвердила основополагающий документ по созданию единой европейской транспортной системы. Этот документ определяет основные направления транспортного развития в Европе до 2050 года. Основное положение программы заключаются в поступательном снижении атмосферных выбросов на фоне двукратного увеличения объема грузоперевозок, что подразумевает приоритет в развитии железнодорожных перевозок. В России идет интенсивный процесс миграции грузов на автодороги, и пока сложно говорить о настройке систем в резонанс. За последние два с лишним года динамика роста объемов грузоперевозок автомобильным транспортом намного опережает динамику роста объемов железнодорожных перевозок. Причин здесь несколько. С одной стороны – деформация системы железнодорожных перевозок, вызванная непоследовательными действиями в реформировании РЖД. С другой развитие отрасли сдерживается инфраструктурными проблемами. Большая часть путей отстроена в советское время. В период с 1998 года по настоящий момент прирост железнодорожных путей общего пользования составил порядка шести процентов. Если темпы развития железнодорожной инфраструктуры не ускорятся, то уже к 2015 году железная дорога не сможет обрабатывать порядка двухсот миллионов тонн. Если спроецировать ситуацию на текущий момент времени, то в относительном исчислении это будет составлять порядка пятнадцати процентов от общего объема грузоперевозок. Конечно это не означает, что грузы останутся лежать на погрузочных рампах. Соразмерно увеличится нагрузка на автодорожную сеть, что в свою очередь так же приведет к обострению инфраструктурных проблем. Но уже не на железной, а на автомобильных дорогах.

Для преодоления дефицита инфраструктурных мощностей, объем инвестиций должен быть увеличен в разы. И, скорее всего, дальнейшее развитие инфраструктуры будет происходить на концессионной основе. Что касается увеличения железнодорожных тарифов до «экономически обоснованных», то увеличивать их сегодня - просто не реально, и гораздо реальнее говорить об их внутреннем перераспределении в пользу инфраструктурной составляющей, что не соответствует сегодняшней цели операторов РЖД – максимальной капитализации.

Учитывая сказанное, программа Еврокомиссии, во всяком случае, пока вызывает определенный скептицизм. Хотя за три десятка лет, при желании, изменить можно многое.

URFOTRANS.RU