29.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Задолженность за услуги ЖКХ в Перми и крае растет
Задолженность за услуги ЖКХ в Перми и крае растет. Коллекторские агентства предлагают досудебную помощь, прибегая при этом к собственным методам работы.
По данным управления жилищно-коммунального хозяйства Перми, долг жителей Перми жилищным службам по состоянию на 1 августа составляет порядка 424 млн рублей. Долги за жилищно-коммунальные услуги Соликамска, третьего по величине города, на сегодня достигают 107 млн рублей, причем у 244 квартиросъемщиков Соликамска долг превышает 50 тыс. рублей. Эксперты констатируют, что налицо тенденция роста задолженности, которая и требует вмешательства коллекторских агентств.
Однако, по сообщению ряда коллекторских агентств, в Перми и крае отсутствует практика качественной работы по возврату задолженностей по жилищно-коммунальному хозяйству. По мнению собеседников «bc», долговые агентства, работающие в Прикамье, не в состоянии в полной мере взыскать все имеющиеся долги. «Долги ЖКХ увеличиваются ежемесячно, а законного рычага воздействия на неплательщиков пока нет. К тому же долги ЖКХ не являются бесспорными, как в случае с долгами по кредитам», - отмечает Валерий Усков, генеральный директор Региональной организации по возврату долгов (г. Челябинск).
Однако Антон Ветошкин, исполнительный директор агентства «РБА-Прикамье», считает, что в Перми достаточно агентств, которые в состоянии освоить имеющийся долг по ЖКХ.
Антон Ветошкин:
- Главным в работе коллекторов является опыт. Профессиональные сотрудники в состоянии достигнуть положительных результатов. Например, один специалист за месяц может обработать от 500 до 1 000 должников.
Валерий Усков более сдержанно оценивает способности специалистов, утверждая, что каждому из них по силам эффективно прорабатывать до 500 дел в месяц.
Кроме того, по мнению г-на Ветошкина, причина отсутствия практики работы заключается в том, что сами управляющие компании еще не готовы работать с коллекторскими агентствами, в настоящие время лишь единицы решаются на сотрудничество. В Ассоциации управляющих компаний корреспонденту «bc» рассказали, что у ряда управляющих компаний подписан договор на оказание коллекторских услуг с компанией «Развитие территории Урала». «Досудебная работа с должниками ведется по двум направлениям: либо управляющая компания самостоятельно справляется с имеющимися задолженностями, либо обращается к коллекторам, что происходит в том случае, когда собственных сил оказывается недостаточно, - отмечают в Ассоциации. - Если же задолженность не погашается в течение 6 месяцев и более, то дело передается в суд».
Максим Зубарев, начальник управления ЖКХ Перми, также сообщил «bc», что управление достаточно часто прибегает к услугам коллекторских агентств для устранения задолженности. Что касается жилищных служб, то, по информации «bc», в их бюджете не заложены расходы на услуги коллекторов, ориентировочная стоимость которых колеб-лется от 7 до 10 % от взысканной суммы долга ориентировочно.
По словам специалистов, рынок задолженностей ЖКХ имеет ряд существенных отличий от рынка банковской задолженнос-ти. Во-первых, это отсутствие специалистов в данной области: если в банковской сфере руководство не только обучает своих специалистов, но и открывает собственные коллекторские агентства, то создание такого подразделения на предприятии ЖКХ представляется весьма проблематичным. Во-вторых, относительно небольшие суммы задолженности при их огромном количественном объеме: так, по информации г-на Ускова, средний размер одной задолженности равен примерно 10 тыс. рублей. «Такие небольшие суммы в свою очередь приводят к увеличению документооборота и увеличению штата сотрудников. А с отсутствием профессионального программного обеспечения говорить об эффективной системе возврата долгов не приходится», - отмечает Валерий Усков.
«Основная работа коллекторов в этой сфере направлена на досудебное урегулирование, которое является наиболее быстрой и безболезненной процедурой возврата. Тем не менее коллекторские агентства и приставы проводят успешную совместную работу и тесно сотрудничают, зачастую предоставляя техническую и информационную поддержку», - отмечают эксперты «bc». Говоря о механизме взыскания задолженности ЖКХ, собеседники издания отметили, что весь набор методов и применяемых методик не подлежит полному раскрытию в связи с конфиденциальностью. Тем не менее г-н Усков рассказал «bc», что в первую очередь должнику высылается оповещение о возникшей задолженности.
Валерий Усков:
- Далее ситуация может разворачиваться по двум направлениям: при желании должника решить возникшую проблему мы начинаем совместную работу по устранению задолженности. Так, специалисты компании могут помочь в трудо-устройстве человека, в размене или продаже недвижимости, а также в реструктуризации долга. Есть и другой путь: если человек не идет на сотрудничество, то работа ведется по принципу создания максимального психологического дискомфорта вокруг такого злостного неплательщика.
По мнению Руслана Тагирова, руководителя коллекторского отдела «Интеллект-С», главное отличие работы в сфере ЖКХ, например, от банковской состоит в том, что должника намного проще найти, поскольку известны его прописка и место проживания, тогда как при заполнении заявки на кредит нередко потенциальный заемщик пишет заведомо недостоверные контакты. «Однако до должника бывает сложно донести необходимость выплаты долга, но все же опасения потери собственной недвижимости одерживают верх», - подчеркивает г-н Тагиров.